Поскольку некоторые бизнесмены изначально создают свое дело для удачной его продажи, а многим другим приходится заниматься продажей бизнеса по различным причинам, считаем необходимым детально рассмотреть процесс продажи с точки зрения продавца во избежание возможных подводных камней.
Сразу скажем — ранее писали о том, как купить бизнес. Рекомендуется к изучению.
Понятно, что продажа функционирующего предприятия – дело не одного дня, а довольно длительный процесс. Поэтому для удобства анализа разобьем этот процесс на стадии, следующие в хронологическом порядке.
Начнем с этапа подготовки. Итак, принято решение о продаже бизнеса. Чтобы упростить жизнь потенциальному покупателю, следует в первую очередь систематизировать весь документооборот и привести в порядок учредительные документы, к которым относятся свидетельства о государственной регистрации и присвоении ИНН, устав, учредительный договор (если имеется), а также бухгалтерскую отчетность как минимум за три года. Отдельное внимание стоит уделить протоколам общего собрания (если продается ООО и т.п.) и документам, подтверждающим полномочия лица, которое будет заниматься продажей компании. Также следует найти, изучить срок и условия действия прочих документов. Это могут быть договоры аренды офисного и производственного помещения или оборудования, лицензии и разрешения на отдельные виды деятельности, договоры с контрагентами. Зачастую, особенно если предприятие не новое, выявляются давно заключенные договоры, по которым обязательства уже не исполняются по обоюдному устному решению сторон или исполняются на условиях, отличных от изложенных в договорах.
В этих случаях рекомендуем документально оформить все изменения в договорах или расторгнуть их. Эти меры приведут в соответствие историю финансовых операций и основания их осуществления и избавят будущего владельца от сюрпризов при исполнении договоров.
Если в ближайшем времени истекают сроки лицензий или лицензионных соглашений, рекомендуем самостоятельно продлить их: во-первых, можно не успеть реализовать предприятие в течение срока действия лицензии, во-вторых, это позволит вам установить более высокую цену за счет стоимость самих лицензий, а также затраченных сил на подготовку к продлению их действия. Также нужно проверить на существование и соответствие действительности трудовых договоров с работниками. Позаботьтесь, чтобы все выплаты, выплачиваемые по устным соглашениям, были задокументированы, чтобы обезопасить своих работников.
Отдельный блок документов составят данные о возможных текущих судебных разбирательствах, находящихся на стадии судопроизводства или исполнения. Об этом не следует умалчивать: наличие дебиторской задолженности в стадии исполнения судебного решения может послужить плюсом при продаже, в то же время признанная судом кредиторская задолженность, но скрытая вами при продаже, станет введением в заблуждение покупателя при продаже.
Видим, что на подготовку к продаже может уйти значительное количество времени и сил, особенно сотрудников юридического отдела. Однако это позволит вам устранить возможно имеющиеся огрехи в документировании деятельности, которые могут быть выявлены покупателем на стадии проверки объекта покупки и негативно сказаться на его решении о покупке. Кроме того, систематизация и порядок в документах будет свидетельствовать о вас как грамотном руководителе, что повысит степень доверия покупателей.
Также к этапу подготовки отнесем разработку договора купли-продажи предприятия. Работа с первоначальным договором должна быть предельно тщательной. Необходимо подробно прописывать условия отказа покупателя от покупки бизнеса и от исполнения или расторжения самого договора. Подробное перечисление таких случаев даст возможность ограничить и установить ситуации, когда покупатель, изучив подробно продаваемый бизнес, может передумать его покупать. Перечень не должен допускать двусмысленного толкования. Это избавит от споров с покупателем, и усилит позицию владельца бизнеса при судебном разбирательстве. Стоит подробно описать порядок и сроки передачи всех компонентов предприятия и документов, а также порядок оплаты и ответственность покупателя за нарушение установленного порядка.
Следующая стадия: к вам приходят первые потенциальные покупатели и просят показать или даже передать им копии учредительных, финансовых и прочих документов. Будьте внимательны! Это могут быть конкуренты, рейдеры или просто мошенники. И если учредительные документы почти все можно найти в свободном доступе и сильно переживать из-за них не стоит, то документы бухгалтерской отчетности и прочие, которые вам не хотелось бы разглашать, советуем предъявлять только покупателю, чья чистота помыслов не заставляет вас сомневаться. В этом вам могут помочь изучение учредительных документов покупателя (если это юридическое лицо), поиск информации о покупателе в сети Интернет на бизнес-форумах. Советуем проверить наличие информации о покупателе и на сайте арбитражного суда (например, по картотеке дел http://kad.arbitr.ru/). Там можно обнаружить, например, что потенциальный покупатель не впервые покупает предприятие, но недобросовестно оплачивает эти покупки или находится в состоянии банкротства. Чтобы убедиться, что покупатель платежеспособен, можно потребовать от него доказательства наличия средств на покупку бизнеса.
После того, как первоначально убедились в добросовестности покупателя, для дальнейшего сотрудничества по изучению объекта продажи стоит подписать соглашение о предоставлении доступа к конфиденциальной информации с условием об использовании таковой только для цели покупки бизнеса и о неразглашении такой информации. В это соглашение необходимо включить всех лиц, которые со стороны покупателя будут анализировать состояние вашей компании и обязательно предусмотреть ответственность за нарушение соглашения. Подобная мера скорее всего убережет вас от лиц с мошенническими мотивами и оставит лиц, реально и добросовестно заинтересованных в покупке.
До завершения сделки не нужно отдавать оригиналы документов. Если имеется информация, огласка которой может нанести вред бизнесу, то покупателю не следует отдавать даже копию таких документов. В крайнем случае, можно организовать ознакомление в такой информацией в отдельной комнате без права копирования.
Другим вариантом проведения проверки продаваемого предприятия может стать заключение договора на анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия у профессиональной независимой организации, которая сохранит в тайне предоставленную информацию и ознакомит покупателя только с выводами.
И вот проверочные мероприятия завершены, покупатель согласен приобрести компанию. На этом этапе необходимо внести необходимые детали в разработанный ранее договор, уточнив информацию о покупателе, перечне и порядке передаваемого имущества, сроках и порядке оплаты.
В дальнейшем вам остается лишь выполнить свои обязательства по передаче имущества, помещений и документов, и отследить оплату предприятия в полном объеме.