Естественно, что гиганты мирового рынка проводят многокомпонентную маркетинговую политику, регулярно корректируют её. Но практически каждый из них имеет свою главную «фишку» или даже несколько. Приведем три примера.
IKEA – любой товар в магазинах компании может появиться только по заранее оговоренной цене. Речь идет не об анонсе новой продукции. Менеджмент IKEA вначале определяет цену, например, дивана. Затем под эту цену разрабатывается дизайн, вся конструкция элемента мебели. Такой подход позволяет идеально точно попадать в нужные ценовые ниши, обеспечивать высокий уровень продаж.
Двумя основными имиджевыми фишками IKEA являются неизменное подчеркивание экологичности всей продукции и национальной принадлежности компании. Мебельный магазин может быть расположен в любой точке, но в нем обязательно будут, во-первых, книги и брошюры на шведском языке, во-вторых, целый раздел материалов о натуральности всех компонентов мебели, экологичной упаковке и т.д.
McDonalds — каждый из нас знает, как фастфуд. Мы обычно понятие «быстрого питания» в первую очередь выводим из мгновенного обслуживания и скорости приготовления пищи из полуфабрикатов. В этом смысле McDonalds имеет определенные достижения, но вовсе не является чемпионом. Быстрое питание в трактовке менеджмента компании – создать в ресторанах такие условия для посетителей, чтобы они в них не засиживались! Дизайн ресторанного зала таков, что в нем нет мест для уютного времяпровождения за столом – в любом месте мимо вас будут ходить, задевать, шуметь… Клиент McDonalds вынужден максимально быстро освобождать место следующему клиенту!
Добавим в этой статье кое-что еще про МакДоналдс. Взгляд со стороны — назовем это так. Правда это или нет — предмет отдельного исследования. Но,тем не менее, интересно.
Крупнейшая в мире риэлтерская фирма пиарит, будто она торгует гамбургерами. На самом деле она гамбургеры не печет уже полвека, а выдает франшизы на их выпечку частным предпринимателям. Но условием франшизы является то, что частный предприниматель находит в своем городе самое бойкое место, покупает там помещение не на себя, а на эту фирму, и берет у нее в аренду. Через несколько лет очередной Макдональдс может и закрыться, а фирма Макдональдс все равно остается владельцем самых бойких мест в каждом городе мира.
Чтобы достичь такого результата обычными методами, надо было бы затратить колоссальные средства на маркетинговые исследования в каждом городе. А так всю эту работу на месте бесплатно выполняет опытный и очень хорошо знающий город, да к тому же сверхзаинтересованный человек — ведь работает он для себя.
Так Макдональдс с минимальными затратами осуществляет управление огромной массой сверхдоходной недвижимости, а «лохи по всему миру думают, что он печет гамбургеры».
И еще пара ремарок от редакции. Как правило, вы не услышите в Макдоналдсе музыку «lounge». Скорее наоборот — там всегда играет достаточно динамичная бодрая музыка — это побуждает посетителей быстрее есть, и, соответственно, пошевеливаться, освобождая места для новых клиентов. Но и это еще не все. Наверняка вы замечали, что бесплатный wi-fi там предоставляют на 30 минут. Это также сделано для того, чтобы вы не засиживались.
Магазины Apple Store (традиционные, конечно, а не Интернет-магазины) являются чемпионами мира по выручке с квадратного метра площади. Причем даже ближайших конкурентов (BestBuy, Tiffany) они опережают по этому показателю в 3-4 раза! Результат тем более удивителен, что 75% площади каждого магазина отведены не товарам Apple, а «пространству помощи и идей» для использования продуктов Apple. Т.е. фактически на 75% магазин продает не товары, а идеи, подсказки как ими пользоваться. Такая стратегия непрямых действий и предопределяет столь высокую отдачу от торговых площадей магазинов Apple Store. Конечно, решению маркетинговой задачи подчинены дизайн помещения, схемы работы. Скажем, в Apple Store вообще нет касс и кассиров – любую покупку можно оплатить непосредственно у консультанта.