Буквально на днях свершилось знаковое событие IT-сферы в России: в этот день на торгах появилсь акции «Яндекс», после листинга на Московской бирже. До этого времени область высоких технологий на данной бирже была практически исчерпывающе представлена Qiwi, Lenta и Армада.
Напомним, «Яндекс» — российская интернет-компания, владеющая одной из наиболее часто используемых в России поисковых систем, а также интернет-порталом.
Специалисты в целом оценивают «Яндекс» как перспективную развивающуюся компанию. В России весомых конкурентов у фирмы нет, в то время как в мировом рейтинге поисковых систем «Яндекс» занимает четвертое место.
С 2011 года «Яндекс» размещает акции на бирже США благодаря голландской компании Yandex N. V., которая владеет 100% акций ООО «Яндекс».
По состоянию на середину весны текущего года крупнейшим акционером «Яндекс» является основатель и гендиректор компании Аркадий Волож (35,61 голосов). На биржах торгуются только акции класса А – они дают владельцу право одного голоса. В свободном обращении находится чуть меньше 25% голосующих акций, что соответствует примерно 70% общего количества акций класса.
Ранее «Яндекс» торговался только на американской бирже NASDAQ. Среди причин этого – отсутствие ранее в России центрального депозитария, куда можно переводить акции с других бирж. Теперь же можно торговаться одновременно акциями «Яндекс» на двух биржах, поскольку «Яндекс» не проводит на Московской бирже IPO или SPO.
Начало торговли по «Яндексу» в рублях преследует несколько целей. Во-первых, данная мера позволит расширить круг инвесторов. В частности, открывается возможность приобретения акций для российских институциональных фондов, которые по уставу имеют право инвестировать только в России. Кроме того, теперь покупатели могут приобретать акции самостоятельно, не прибегая к услугам брокеров.
Во-вторых, размещение акций «Яндекс» на Московской бирже – своеобразная проба пера торговли на отечественной площадке на фоне призыва российских властей снизить зависимость российских компаний от зарубежных торговых площадок ввиду введения международных санкций против России.
В день старта продаж акции за рубли продавались с резким повышением, разница между ценой на Московской бирже и NASDAQ составляла до 36%.
Аналитики объяснили это нехваткой предложения в условиях высокого спроса.
К завершению торгового дня разница в ценах стала менее ощутимой. В ближайшее время ожидается снижение ажиотажа вокруг акций «Яндекса» и некоторого снижения их стоимости.