При успешном ведении бизнеса рано или поздно возникает ситуация возможного расширения сферы влияния за счет покупки существующего бизнеса. Удобно? Несомненно: отлаженная структура работников дает на выходе желаемый и экономически целесообразный результат. Однако это – в идеале. Зачастую продавцы не стремятся раскрыть минусы собственного предприятия, рисуя перед потенциальным покупателем светящиеся перспективами картины развития продаваемого бизнеса.
На что обратить внимание при покупке функционирующей компании, чтобы не пожалеть о вложенных средствах, рассмотрим далее.
По оценкам экспертов, с препятствиями в получении истинной информации о предприятии встречаются около 85 % покупателей, еще в 10 можно говорить об откровенном мошенничестве. Получается, что только в 5 процентах случаев бизнесмены покупают тот товар, на который рассчитывали. Довольно печальная статистика, не правда ли?
Чаще всего недобросовестные продавцы используют следующие уловки. Во-первых, они завышают показатели выручки и финансовые результаты деятельности организации. Во-вторых, занижают обязательства путем их неправильного или несвоевременного отражения. В-третьих, утаивают информацию о значимых претензиях налоговой инспекции, поставщиков или покупателей. Ну и в-четвертых, помалкивают об имеющихся поручительствах за третьих лиц или о заключенных кредитных договорах с залогом основного имущества после отчетной даты.
Отсеивать сомнительные предложения о продаже стоит уже в момент поиска.
Информация о продаже фирмы, почерпнутая из бесплатной газеты, вряд ли окажется подходящей. Объявление о продаже предприятия в специализированных печатных и интернет-сми не даст гарантии покупки прибыльного бизнеса, но как минимум будет свидетельствовать о серьезности намерений владельцев и заботе о дальнейшем продолжении деятельности компании. Наиболее надежные способы получения сведений о продаваемых и планируемых к продаже активов – из уст работников таких предприятий, контрагентов и, конечно, руководящего состава. Кроме того, сообщите друзьям о намерении вложиться с приобретение бизнеса. Вполне вероятно, что друзья друзей в это самое время ищут покупателя на свое дело. Этот способ удобен и тем, что не все фирмы разглашают сведения о планируемой смене владельцев в СМИ, чтобы не оттолкнуть клиентов и контрагентов.

Такое слово, как «доверие», при покупке бизнеса за большие деньги не совсем уместно
Итак, вы нашли, как кажется на первый взгляд, достойную внимания продажу.
Во-первых, постарайтесь выяснить причину продажи бизнеса. Это могут быть как «белые» причины, устраивающие нас: болезнь, переезд, иные резкие перемены в жизни; так и «темные», о которых, увы, продавец скажет только в 5 случаях из 100: нерентабельность предприятия, растущие долги; претензии со стороны налоговых органов и прокуратуры и т.д. Эти скрытые причины зачастую являются истинными причинами продажи.
Затем следует произвести оценку планируемого к покупке бизнеса. Вы можете сделать это сами при наличии необходимых знаний как минимум в бухгалтерском деле. Наиболее безопасный вариант – привлечение независимых аудиторов — экономистов и юристов для оценки состояния бизнеса, построения плана ближайшего развития и расчета рыночной стоимости предприятия. Да, услуги хороших специалистов стоят недешево, однако в случае отсутствия такой процедуры и наличия недобросовестного продавца риски могут стоить вам всего предприятия. Поэтому рекомендуем обращаться к профессионалам.
В случае, если предприятие значительно по размерам, доходам и т.п., советуем обратиться к специалистам за проведением Due Diligence. Данная процедура применяется в основном при трансграничных сделках, когда оценка возможных рисков должна проводиться одновременно по многим направлениям, включая финансовую часть, юридическую, техническую и т.д.
Если все же решите проводить оценку бизнеса самостоятельно, рекомендуем ознакомиться подробнейшим образом с финансовыми документами фирмы, попросить предоставить выписку из ЕГРЮЛ и справку о состоянии расчетов по налогам и сборам компании. Помните: замешательство продавца перед предоставлением документов, отражающих показатели бизнеса, чаще всего связаны с предоставлением в дальнейшем подложных документов или вовсе непредоставлением документов.
Перед подписанием договора желательно выяснить, на каком праве продавец использует помещения и оборудование, какие условия трудовых договоров действуют, чтобы не были неожиданностью «золотые парашюты» менеджерам руководящего состава.
Также юристы рекомендуют составить подробный план передачи управленческих полномочий. Это особенно важно для сохранения отношений с клиентами, поставщиками, партнерами по прочим операциям и работниками приобретаемого предприятия. Ведь покупателю важно сберечь дееспособный бизнес. И напоследок — удачной вам покупки!
НА ЗАМЕТКУ
ПЛЮСЫ ГОТОВОГО БИЗНЕСА
- История развития, хорошая или плохая, которая дает возможность его оценить.
- Наличие помещений и оборудования.
- Укомплектованный штат сотрудников.
- Налаженные связи и каналы сбыта.
- Готовый продукт (услуга), иногда — уже известная марка.
- Определенный спрос на товары (услуги), возможность прогнозировать его изменение.
- Детализированные финансовые и бухгалтерские отчеты.
МИНУСЫ ГОТОВОГО БИЗНЕСА
- Оборудование может оказаться изношенным, а технологические процессы — устаревшими.
- Аренда и различные договоры могут быть не продлены.
- Сотрудники могут оказаться низкоквалифицированными.
- Контрагенты могут быть ненадежными или отношения с ними — испорчены прежним владельцем.
- Впоследствии могут «всплыть» долги: неуплаченные налоги, пени и таможенные пошлины или гарантийные обязательства.
ВАЖНО!
Серьезными основаниями для беспокойства при покупке бизнеса являются:
- Тесные и жесткие временные рамки для продажи бизнеса.
- Отсутствие ключевой информации по объекту.
- Получение существующей информации затруднено.
- Нет ясной причины продажи или обоснования причины продажи не вызывают доверия.
- Обнаружено, что хотя бы часть информации об объекте продавец исказил или неправильно интерпретировал.
Pingback: Как продать бизнес | Corporater()